Загрузка...
Проект коммуникационного агентства «Партнер Плюс»
О проекте

ПРЕДИСЛОВИЕ

СПОРТИВНЫЙ ДУХ ВАЙНАХСКОГО НАРОДА

Спорт спасает от разрухи в умах, от ощущения безысходности, от засилья меркантильности! Знаю это точно! Когда обдумывали этот проект, то вспоминали казалось бы недавние «жаркие зимние наши» олимпийские игры. Как мы все были увлечены одним порывом — быть сильными, успешными, лучшими. Мы ждали хороших новостей об ярких победах, и они звучали.

Спорт, пожалуй, одно из немногих увлечений, где вечные ценности — порядочность, достоинство, уважение к сопернику проявляют вне зависимости от того, кто победил. Для вайнахов эти понятия незыблемы испокон веков. Мне больно, когда я вижу или узнаю, как некоторыми рьяными поклонниками новых истин забываются главные постулаты, знакомые им с детства. Каждый мальчик-горец и тогда, и сейчас хотел, чтобы о его поступках говорили емко и просто — «Къонах ва!». Это значит — ты мужчина! Ингушские мужчины должны были быть сильнейшими, другого выбора им жизнь не оставляла. Во-первых, вайнахи были и есть довольно немногочисленным народом, а вовторых, внешних угроз у Ингушетии, словно закрытой ото всех горами, всегда оставалось много. Ведь она занимала стратегически удачный район Северного Кавказа, прилегающий к Дарьялу. Угрозы и набеги противников и завоевателей, которые проходило через это бойкое место, определили склад воспитания здешних мальчиков. Им говорили и показывали, что мужество, стойкость, выносливость, самопожертвование, честность требовали проявления каждый день. Юный горец рос рядом со старшими мужчинами, которые день за днем учили его главному — умению быть настоящим защитником своего народа, своей родины, своей семьи.

О том, насколько горцы были впечатляющими воинами и защитниками можно судить и по их знаменитым башням, и по сохранившимся памятникам. Например, уникальный архитектурный ансамбль «Дзурдзукские ворота» в предгорье Ассиновской котловины находится в труднодоступном месте, но поражает своей продуманностью и основательностью. Мне совершенно непонятно, почему до сих пор археологи и историки не открыли его в полном объеме, однако даже самые поверхностные данные впечатляют. Древние зодчие возвели башни и каменную стену (сохранился отрезок протяженностью более 3-х километров), поражающие своей неприступностью. Высота башен — до 12 метров, за ними — двухэтажные башенные строения. Через каждые 30-40 метров на стенах видны бойницы. По одной из версий, один из правителей древнего Кавказа — Дзурдзук после покорения Хазарии построил всем миром эти ворота. Но немало подобных строений, которые поражают своими масштабами есть в окрестностях села Датых, в ущелье реки Фартанга и других. Если бы современные правители проявили волю к их изучению, то уверена, мы открыли бы еще немало славных страниц из истории вайнахов. Но и тогда, и сейчас очевидно, что горы крайне скупо поделились с ингушами территориями, пригодными для земледелия. Им надо было очень сильно потрудится, чтобы отвоевать земельный надел. Прозаик 19 века А.Штедер метко подметил: национальными ингушскими чертами стали «уважение к мужественности и стойкости духа, отсутствие малодушия». «Храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела; здравомыслие направляет их чувства», — отмечал русский военный топограф, генерал-лейтенант И.Бларамберг. Они же отметили их эмоциональность и искренность — это очень открытый народ, несмотря на крайне тяжелые условия жизни.

Говорят, что сила духа разбивает любую силу мышц! У вайнахов при меры величия и мужественности были перед глазами всегда — это их братья, дяди, отцы, деды. Помимо них представители каждого тейпа хранили предания о своих храбрецах, об отчаянных воинах, мудрых и легендарных ингушах. Среди них — Ивизд Газд, Бархой Кант, Мухлой Баашк, Ауша Эльмарз, Оарцхал Карцхал и другие...

Восходители на Казбек Газиков Цогол и его дети Бузуртановы Яни, Исакх и Муса (Бузуртановы – это ветвь Газиковых)

После того, как вайнахи стали союз никами России, они показали свои лучшие качества воинов и бойцов на полях сражений. И тут, уверена, мы знаем далеко не всё о примерах ратной доблести ингушей. Во время работы над предыдущими проектами «Наши лица. Дикая дивизия», «Наши лица. Земля отцов», спецвыпуск «Наши лица», приуроченный к 70-летию Победы, нашла много интересного об истории знаменитых и малоизвестных ингушских родов, которые отдали державе лучших сынов. Мой любимый публицист, писатель Николай Николаевич Брешко-Брешковский подчеркивал: ингуши воевали за отчизну, словно шли на праздник.

Они рождались, чтобы быть воинами, — есть такое расхожее убеждение, когда речь заходит о горцах. Да, всё так, — воевали с природой, воевали с захватчиками... Но при этом не перенимали дух захватчиков, не имели гена агрессии и враждебности. Ингуши — чистый и честный народ, который сохранил тягу к земле предков и к их идеалам. Они не разрушители, а созидатели — доказательство тому — сохраненные культура и язык. И в ней мысль о противлении злу и насилию — главенствующая. Видимо, это уже на генетическом уровне заложено!

«Мужественный человек благороден и жалостлив, трусливый — жесток» (Денал дола саг къахетамег1а ва, зовза сага къиза ва) — как бы не складывались обстоятельства, вайнахи руководствуются этим посылом. Когда жители центральной России или Сибири, Дальнего Востока, говорят о малой родине, то перед ними возникает образ родного города или поселка. Для ингушей малая родина — это весь их край. И не потому что просторы тут сильно ограничены. Они воспринимают Ингушетию, как одну и единую землю предков (Родина — в переводе на ингушский язык звучит как «Даькъасте», «Даьхе» — буквально «земля отцов»). «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир!», — говорили предки ингушей. Они бережно хранили предания о святых местах. Как же больно сегодня видеть и им, и всем, кто ценит целомудренность духовной культуры вайнахов, как варварски власти региона обращаются с этими источниками национальной нравственности! Я говорю, прежде всего, о горах, ведь у горцев был (да и есть!) культ гор и горных вершин.

Чего только стоят сохраненные предания о Маьт-лоам (Столовая гора)! По одной из версий она, ка когда из самых высоких вершин Ингушетии была местом, куда причалил Ноев Ковчег. Сохранилось предание о ее создании — Всевышний после создания Земли, любовался выполненной работой и нечаянно коснулся именно этого места. Так возникли горы и ровная площадка — нынешняя Столовая гора. Здесь всегда очень солнечно днем, а ночью кажется, что звездный купол буквально рядом, протянешь руку и достанешь. На Столовую гору раз в год поднимались старейшины тейпов и принимали важнейшие решения об устройстве общества. Здесь же молились о будущем, просили Создателя о милости и благодати. Во все века ингуши верили — Столовая гора защитит и спасет, придаст силы, подпитает морально.

Воля — это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен«, — это правило вайнахам кажется надуманным. Они воспитаны по иному, их цель — победа. Но не любой ценой. Именно поэтому сегодня спорт стал профессиональным увлечением многих ингушей. Сегодня лучшие качества они проявляют на татами, на ковре, на ринге. И наш новый проект мы посвящаем им — спортсменам, которые стали золотым фондом России. Рядом с ними — их наставники. Без этих людей не было бы ни громких побед, ни ярких сражений, ни примеров самоотверженной борьбы.

О спорте трудно писать — выступление наших героев надо видеть! Од нако самые яркие моменты запечатлены на видео, сохранены на фото. Мы благодарим всех участников проекта, которые поделились с нами своим фотоархивом. Отдельное спасибо им за терпение, проявленное на фотосессиях, наши герои не любят позировать, но для нас сделали исключение.

Бузуртанов Исакх и Мария Павловна Преображенская

Мы не ставили перед собой задачи сделать энциклопедию истории и современности ингушского спорта. Просто несколько встреч, зарисовок, несколько характеров. Мы вместе с чемпионами и лидерами побывали в спортзалах, увидели, как они тренируются, как готовят смену, ощутили атмосферу, в которой ингушские боксеры, дзюдоисты, борцы, шахматисты.... закаляют волю, продумывают стратегию, отрабатывают удар. Под одной обложкой мы объединили, по сути, во многом схожих людей. Они, как истинные вайнахи, сохранили древнюю традицию — высоко нести честь своей фамилии, своего тейпа, своей Родины. У них у всех есть характер, и это уже большая редкость, как показывает моя журналистская практика. Откуда эти упертость, непреклонность, несгибаемость у потомков неоднократно гонимых и истерзанных ингушей? Я смотрю на величие ингушских гор, вспоминаю встречи с горцами-долгожителями, беседы с представителями разных тейпов и понимаю, что других НАСТОЯЩИХ вайнахов нет. Это они носители уникального генофонда, который сохранен веками. И сегодня, в наше относительно мирное время, они удивляют своими талантами и силой духа в разных областях, и, конечно, в спорте. Здесь наиболее ярко проявляются качество потомков нескольких поколений борцов.

Бузуртанов Муса Цоголович

Борец Берд Евлоев, выступавший на арене цирка до 1917 года

Конечно, самые яркие победы ингушских спортсменов связаны с борцовскими видами спорта. Они — пример для многих нынешних ингушских мальчишек, мечтающих стать сильными. А ковер, ринг, татами — это самые удобные места для проявления силы. Не надо слов — выйди и покажи, что умеешь и как побеждаешь! При этом не имеет значения разрез глаз, овал лица, цвет волос, а также размер кошелька, место работы родни и марка авто. Спортивная борьба для вайнаха сегодня — школа закалки духа. Пройдя её, получив навыки, а главное, правила ведения честного поединка они стараются следовать им за стенами спортзала. И я убедилась в том, что им по плечу и такая трудная задача. Жизнь треплет и бьет их, а иногда и отправляет в нокаут без предупреждения и регламентов.

Кто-то тонко подметил: «ставьте перед собой большие цели, ведь в них легче попасть». Мы только начинаем рассказ о вайнахах, прославляющих Ингушетию на спортивных аренах. Они и их последователи добиваются выразительных и убедительных побед. И радостью от них щедро делятся со всеми нами.

ЕЛЕНА СЕВРЮКОВА

Благодарим за предоставленные фотографии
Берснако Газикова